ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ ВОЙНЫ В «ПОЕЗДЕ ПОБЕДЫ»

В Кузбасс прибыл «Поезд Победы» – так называется первая в мире иммерсивная инсталляция*, размещенная в движущемся составе поезда.
Выставка пробудет в регионе до 16 сентября.
Остановка первая – город Кемерово.
С 11 по 13 сентября любой желающий сможет абсолютно бесплатно посетить данную выставку на железнодорожном вокзале.

Уникальную выставку «музея на колёсах» предваряет экспозиция, насчитывающая 20-ть детских художественных работ на тему войны, учащихся детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Кузбасса из коллекции Губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса».  
У посетителей появляется возможность окунуться в эпоху военного и послевоенного времени ещё до захода в «Поезд Победы».

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МУЗЕЙ

«Поезд Победы» — уникальный передвижной музей. В пространстве историко-художественной экспозиции запечатлены образы прошлого нашей страны — непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах.

На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, интересно также и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Всё это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми.

Поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни.

В составе «‎Поезда Победы» – семь вагонов, в каждом из которых располагается экспозиция, посвященная определенному периоду военного времени.

Экскурсию проводит цифровой персонаж – девушка Лидия, прообразом для которой стал реальный человек – возившая эшелоны на фронт машинист Елена ЧУХНЮК. Посетители услышат ее рассказ через наушники. 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ПЕРЕДВИЖНОГО МУЗЕЯ

ВАГОН № 1 «Мирное время»

Инсталляция открывается перед посетителем последними часами мирной жизни 22 июня 1941-го. Довольные, счастливые, полные планов на будущее, самые разные люди едут в плацкартном купе. Кто-то задумчиво смотрит в окно, кто-то разговаривает и смеется, кто-то читает книгу, кто-то просто дремлет в дороге. Но никто из них ещё и не догадывается, какой путь впереди. Не всем из этих счастливых людей выпадет счастливый билет – выжить в эти страшные годы, которые приготовила им судьба. Никто и не думает, что уже началась война…

Как говорит автор этой экспозиции Иван ПОШТАРЕНКО: «Мне важно было, чтобы люди почувствовали и поняли ту страну, которую мы потеряли…»

ВАГОН № 2. Первая часть вагона «Поезд на фронт»

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.

На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды.

Командир объясняет совсем еще юным ребятам, как правильно нужно заполнять солдатские медальоны. Они нужны для того, чтобы в случае их гибели можно было их опознать. По лицам этих юных солдат понятно, что далеко не каждый понимает это, как и то, что каждый из них рискует не вернуться домой. Никто ещё не понимает, что вообще происходит.

Вторая часть вагона «Окоп»

В этой части вагона мы видим чёткий контраст пока еще мирного времени и войны. Сцены оборонительных действий дальних и ближних подступов к Москве наших солдат. Это были невыносимо тяжелые условия.

ВАГОН № 3 «КОНЦЛАГЕРЬ»

Пожалуй, это самая страшная и тяжелая часть всей экспозиции. Если это тяжело даже смотреть в музее, то каково было тем, кто это пережил – тут и говорить не приходится.

«Концлагерь» — место массового заточения и уничтожения людей.

Пытки, газовые камеры, эксперименты над людьми и другие ужасы передают зрителю этот страх.

«Лагерь смерти» отправлял на практические нужды волосы, кости замученных узников. Выражения кошмара и смерти на лицах замученных людей, а также предметы доподлинно иллюстрируют обстановку концлагерей.

ВАГОН № 4. Первая часть вагона «Санитарный вагон»

Перед посетителем открываются сцены оказания медицинской помощи раненым. Очень многие молодые парни стали инвалидами. Эти трагедии начала войны запечатлены в этой экспозиции. Но главная её задача – показать настоящий подвиг медицинских работников.

Вторая часть вагона «Наука»

Вклад в науку во время ВОВ был очень важен и велик.

Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.

ВАГОН № 5. Первая часть вагона «Банно-прачечные поезда»

В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.

Также в этом вагоне посетители экспозиции впервые видят немцев: это солдаты, недавно взятые в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования, а среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.

Вторая часть вагона «Блокада»

Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных страниц в истории. На протяжении почти 900 дней от холода и голода погибло около 700 000 человек.

ВАГОН № 6. Первая часть вагона «Багратион»

Выставка посвящена военному командованию советской армии и успеху операции «Багратион». Это одна из самых масштабных наступательных операций.

Перед зрителем раскрываются тайны рождения планов битв и сражений, которые потом повлияли на исход войны в целом.

Герой этого поезда – маршал Рокосовский **, получивший звезду маршала за «Багратион».

Вторая часть вагона «Бронепоезд»

Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.

В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.

ВАГОН № 7 «Победа, возвращение домой»

Этот сидячий вагон повторяет интерьер вагона второго. Только в отличие от второго вагона, где сидели молодые и неопытные пареньки, здесь уже сидят опытные, возмужавшие воины-победители. И увы, не сидят в этом вагоне все те, кто полегли смертью храбрых на полях сражений и битв.
Очень много не вернулись с фронтов – погибли, пропали без вести…

Но их бессмертный подвиг подарил жизнь будущим поколениям!
И наша задача – чтить и помнить эти подвиги войны!

ПРИМЕЧАНИЯ:
__________________

* Для иммерсивных пространств характерно соединение мира виртуального и реального (Phygital), вовлечение сразу нескольких каналов восприятия (омниканальность, видео, звук, тактильно-интерактивное действие и пр.). При этом для полного погружения площадь видеопроекции должна превосходить угол обзора человеческого глаза.

** Константи́н Константи́нович Рокоссо́вский — советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Кавалер ордена «Победа» (1945). Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза (1944) и Маршал Польши (1949).

Фоторепортаж с места события

« 1 из 70 »

На экскурсии в «Поезде Победы» побывал Константин СТАФИЕВСКИЙметодист, эксперт ГАУК «Губернаторский культурный центр «ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ КУЗБАССА»