ФАБУЛА СЛОВ

Работы победителей проекта

КЕМЕРОВО

Милена СТАМАТОВА 

Номинация ПРОЗА, лауреат 1 степени (1 возрастная группа)
ДО Литературная студия «Рудничок» МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

 

 

 

Дождь – мой друг

Я люблю, когда идёт дождь. Я часто сравниваю свои эмоции и эмоции дождя. Мне кажется, что в выражении чувств мы схожи. Например, когда я грущу, сидя на скамейке и слушая музыку, с очередной тетрадью и ручкой в руках, дождь может проронить несколько холодных капель воды. В такие моменты я поднимаю глаза к небу и говорю: «Ты прав, хочется плакать». Когда же дождь идет, он словно обнимает меня и говорит со мной, разделяя мою грусть. Звуки дождя – это слова для меня. Слова, которые я хочу услышать. Дождь – единственный, кому я могу доверить то, что лежит на сердце. Я думаю о нём как о человеке, будто он живой. Когда у меня нет зонтика, я мечтаю, чтобы начался дождь. Вы, наверное, думаете, что я, попадая под дождь, как и все, быстро бегу домой. Но на самом деле я иду очень медленно, пытаясь продлить те минуты, когда я ощущаю на лице капли и даже ручейки воды. Ведь в мою душу я впускаю всё самое хорошее, что со мной происходит, в том числе и дождь. Дождь – это часть моего мира. Он вливается в меня волшебной музыкой, и тогда во мне просыпается вдохновение и желание напевать самые разные знакомые мне мелодии. А иногда я даже подпеваю дождю, потому что мне кажется, что его мотив мне давно знаком.


Мой первый вальс


Вальс – это танец, подобный волне.
Я делаю шаг навстречу тебе.
Ты вниз не смотри, я гляжу на тебя,
В танце волшебном ведёшь ты меня.
Музыки звуки звучат для нас,
Танец прекрасный зовётся – вальс!


Это случилось семь лет назад, когда я ещё ходила в детский сад. Однажды был объявлен новогодний бал, и нас учили танцевать вальс. Сначала я путалась и могла даже сделать не то движение или про очередное забыть. И только когда настало время станцевать вальс, я поняла суть этого облачного танца. Это было незабываемое чувство! Я будто летала! В нежно-розовом платье с розами из кружевных лент и в белоснежных туфлях. Мне казалось, что я запомню мелодию этого вальса навсегда. Но прошло семь лет, и я забыла её совершенно… И вот однажды в школе у нас был урок музыки по теме «Музыка души». Я смотрела в окно и только изредка слушала учительницу. Она сказала, что сейчас мы послушаем одну из таких мелодий, и начала искать что-то в компьютере. За окном начался дождь, я вслушивалась в его звуки. И вдруг зазвучала она, мелодия того самого вальса. У меня часто забилось сердце, а внутри всё перевернулось! Я бросила взгляд на первую парту, за которой сидел мой бывший партнёр, а теперь мой одноклассник. Он улыбнулся, и я поняла: он помнит наш танец! Ах, если бы кто-нибудь узнал, что мелодия этого вальса стала мелодией моей души!

 

 

 

Мария ДОРОХОВА

Номинация ПРОЗА, лауреат 1 степени (2 возрастная группа)
ДО Литературная студия «Рудничок» МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

Алиса

Алиса поправляет волосы, джинсы и майку, закидывает за спину рюкзак и выходит из тесной квартиры. В ней не хватает места для солнца, как сердцу Алисы не хватает места в груди.

У Алисы в рюкзаке – маленький уютный мирок. При ходьбе в маленьком уютном мирке звенят монетки, бьются о тканевые стены и друг о друга. Звон в рюкзаке – как колокольчики у коров или барашков, но Алиса не корова или барашек. Алиса – девочка со своим мирком за спиной, и поэтому ей ничего не страшно. У Алисы в рюкзаке какая-то книга с автобусным билетом вместо закладки. Нормальные закладки Алиса теряет, а билетики не жалко. Только если они не были счастливыми, в противном случае – это повод расстроиться. Но такое случается редко – и счастливые билетики, и их пропажа. Алиса ответственно относится к таким вещам. Как и к книгам. Иногда книга касается монеток, и тогда получается такой странный глухой звук. Музыка маленького уютного мирка за спиной. Алиса любит эту музыку. Внутри рюкзака спутанные наушники, они легко поддаются чуть мозолистым от клавиатуры пальцам, расступаются и покорно выполняют свою роль.

Музыка – неотъемлемая часть жизни Алисы. Алиса живёт в своём особенном мире. Она ходит по городу, потягивая газировку, которая не даёт ей засыпать в автобусе. Слушая музыку, Алиса что-то изучает в глубине своего сознания. Никто не знает, что именно, даже сама Алиса не в курсе, но ей всё равно. Она покупает дешёвые батончики со вкусом кофе вместо самого кофе, и ей это нравится. Вместо сердца в груди – солнце. Вместо рюкзака – особенный маленький уютный мир для одной лишь Алисы. Она счастлива.

 

Поговори со мной о дороге

Поговори со мной о  дороге. О том, как она уходит вдаль и вид за окном не меняется несколько часов. Поговори со мной о музыке, которую ты слушаешь, пока едешь вперёд, и о плохом кафе, что находится между двумя городами.  Там правда такой плохой кофе? И  там правда пахнет чем-то горелым?  Расскажи мне о  тех местах, в которые ты так стремишься. Поведай мне о том, как пахнет воздух на трассе ночью. Я знаю, что для тебя многочасовая дорога по трассе – нечто большее, чем просто километры и часы, что ты слушаешь ту музыку, которая всегда была для тебя особенной, и  что ты, наконец, скачала ту книгу, которую так давно хотела послушать… Расскажи мне о  том парне, который пил плохой кофе и  пытался объяснить тебе, почему его выгнали из дома. И обязательно расскажи, как ты дала ему немного денег, чтобы он купил кофе получше. И как, не выдержав, подкинула его до ближайшего города, пожелав удачи. Он, кажется, музыкант… Я знаю, что твои дорожные истории такие же длинные, как и  дороги, по которым ты каталась, но, поверь мне, я  хочу услышать каждую. Они намного интереснее, чем ты думаешь, и, слушая каждую из них, я слышу шум дороги, смех компании дальнобойщиков, запах яблочного пирога. Я  слышу, как дождь стучит по крыше твоего авто и как ты включаешь свою музыку погромче. Я слышу, как звуки в тишине делаются громче и как ты поёшь любимую песню, не попадая в ноты, но не это сейчас самое главное, и мы обе об этом знаем. Расскажи мне ещё одну дорожную сказку. Я хочу тебя слушать.

 

Июнь

Мой Июнь приходит нежданно. Просто стоит на пороге дома, сияя веснушками и улыбкой.  От него пахнет цветами, лесом, травой, птицами и свободой. У Июня волосы рыжие, как и веснушки. Рыжие, как само солнце, только ярче в тысячу раз.  Я хочу пересчитать веснушки, но с каждым днем их становится все больше. Так что я просто медленно касаюсь их пальцами, сбиваясь со счета в десятый раз. Я смеюсь, а потом касаюсь пальцами его светлого лица. Светлого-светлого, прямо как солнце, да и сам Июнь весь солнечный. Мое собственное солнышко в комнате.

Мой Июнь смеется, вплетая мне ромашки в волосы. От его прикосновений немного горячо, но это так приятно. Все подарки Июня теплые. Теплые, горящие, живые. От них пахнет солнечными лучами и почему-то свежим молоком.

У моего Июня в волосах солома, а в рюкзаке мятный холодный чай. Я пью его вечерами, когда на улице уже прохладно. Мой Июнь сидит рядом, пуская  парашютики от одуванчиков и мыльные пузыри. Он читает старые книги про счастье, а потом придумывает персонажей для своих рассказов. Герои его рассказов ходят прозрачными видениями по моему саду, а мой Июнь смеется. Вот я танцую со сказочным принцем, который вышел из сказки, а Июнь играет на цветочных бутонах  вальс. Мой Июнь выпускает из потрепанного рюкзака бабочек. Их целые стаи! Они летают вокруг Июня, сидят у него в волосах, витают вокруг меня. А затем растворяются в мире вокруг, словно их и не было никогда.

Июнь говорит, что ленты в волосах – знак любви. У меня в волосах столько лент, что и не сосчитать! Мой Июнь приходит всего на месяц. Это мой месяц. Мой единственный месяц счастья. Потом он исчезает, оставляя после себя ромашку, бабочку и записку с обещанием. С обещанием того, что он вернется ровно через год и опять принесёт с собой любовь и солнце. 

Анна КОНОВАЛОВА

Номинация ПУБЛИЦИСТИКА, лауреат 1 степени (1 возрастная группа)
ДО Литературная студия «Рудничок» МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

 

Григорий БЕЛОУСОВ

Номинация ПУБЛИЦИСТИКА, лауреат 1 степени (2 возрастная группа)
ДО Литературная студия «Рудничок» МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

 100-летию г. Кемерово, 75-летию Кемеровской области,

300-летию Российской полиции посвящается…

Из революционеров – в милиционеры

Биографическая статья, посвящённая истории полиции г. Кемерово и Кемеровской области, написана на основе архивных материалов музея ОВД Кемеровской области.

Даты возникновения города Кемерово и образования кузбасской милиции почти совпадают (с разницей в два года). Город наш был официаль- но образован в 1918 году, а милиция – в январе 1920 года. Первым начальником щегловской милиции был Яков Янович Зенс. Мне стало интересно, что это был за человек? Я познакомился с ним по архивным материалам, которые мне предоставила заведующая музеем Лариса Александровна Бурцева. Эти документы и фотографии не найдёшь в интернете, некоторые из них – в единственном экземпляре, поэтому мне было крайне занимательно и познавательно изучать их. Вот что я узнал.

После свершения Октябрьской революции в Петрограде 7 ноября 1917 года началось установление советской власти по всей стране. В наш край советская власть пришла в 1919 году. В то время город наш назывался Щегловском. Утверждение советской власти в нашем крае проходило в тяжёлых и сложных условиях.

В Щегловске (как, в общем-то, и по стране в целом) в 20-е годы орудовали различные бандитские кружки и группировки. Пользуясь полной политической неразберихой и сумятицей, тяжёлым экономическим по- ложением страны, они только усиливали атмосферу полного беспорядка. Поэтому новой задачей большевиков стало формирование надёжной, про- фессиональной милиции, которая бы защищала новую власть и право- порядок. В Щегловске такая милиция была создана в январе 1920 года. Её возглавил Яков Янович Зенс – латыш по происхождению. Очень мало сохранилось сведений о Якове Зенсе, и вся известная о нём информация хранится в фондах музея.

Был Яков Зенс человеком трудной судьбы, пол- ной превратностей и перипетий. Родился он в 1884 году в Риге в семье рабочего лесопильного завода. С детства познал тяготы батрацкого труда: приходилось пасти помещичьих коров, быть подручным у печника-каменщика. Навсегда запомнились ему рыдания больной матери и слёзы маленьких сестрёнок у постели отца, до полусмерти избитого казаками. Учиться ему не пришлось – окончил всего три класса церковно- приходской школы. В 16 лет начал работать на лесопильном заводе, совмещал работу с учёбой в вечерней школе. Уже с самых молодых лет проникся Яков революционными идеями, так как верил в возможность устройства на земле справедливого для всех людей общества. Поэтому ещё в юные годы вступил на путь революционной борьбы за такое общество. Личностей, подобных Якову, было в то время немало…

Октябрьскую революцию 1917 года Яков Зенс встретил в Петрограде, где был назначен комендантом охраны первого Дома Советов. В этот период ему приходилось встречаться с Лениным. В наш город Яков Зенс приехал в марте 1919 года по заданию большевистской партии.

Положение в Щегловске в это время было очень тяжёлым. Полное безвластие. По территории нашего края отступал Колчак – предводитель белогвардейской армии. Он разгромил большевистскую организацию, существовавшую на Коксохимическом заводе. Многие активные большевики были убиты.

Благодаря активной работе Якова Зенса и его товарищей вскоре удалось освободить Щегловск от остатков белогвардейцев. А Якова Яновича Зенса назначают начальником Щегловской уездной милиции.

…По внешнему виду первые милиционеры Щегловска мало чем отличались от гражданских лиц. До получения обмундирования они должны были носить на левом рукаве отличительные знаки из красной материи. Об этих отличительных знаках стоит рассказать особо. Знаки эти представляли собой повязки с метками: НУМ (начальник уездной милиции), НГМ (начальник городской милиции), УМ (уездный милиционер). Были эти повязки приняты по приказу Томской губернской милиции 16 января 1920 года. Интересно, что уже в позднее советское время, в 70–80-е годы XX века, по улицам городов Советского Союза ходили дружинники (добровольные друзья милиции) с такими же красными повязками на рукавах. Но вернёмся к началу 1920-х годов. Трудно было с обмундированием, которое почти не поступало. В щегловской милиции 110 человек из 140 не имели шинелей, на 14 человек приходился один дождевик, на пятерых– одна пара сапог, на двоих – один полушубок. Не хватало оружия, а то, которым пользовались милиционеры, было разнокалиберным и давно устаревшим. Работа милиции осложнялась и тем, что большинство милиционеров были малограмотными. Они не всегда знали, как надо действовать в определённой обстановке, не хватало опыта и знаний. Однако Зенс принял свой пост, несмотря на все трудности. Десятки новых больших и малых дел требовали упорного труда и огромного напряжения. В результате здоровье Якова Яновича не выдержало – он слёг в больницу, а после лечения снова приступил к своим обязан- ностям. Яков Янович Зенс руководил щегловской милицией недолгий срок – с января по март 1920 года. Несколько слов о том, как сложилась его дальнейшая судьба. В 1923 году он был направлен на учёбу в Москву. В 1926 году его перебросили на Зиминский завод в Красноярске, где он руководил восстановлением завода. Потом он заочно окончил Красноярский ле- сотехнический институт и был назначен директором лесозавода в Красноярске. В 1941 году направлен на работу в Латвию. Но на полпути по случаю начала Великой Отечественной войны возвращён в Красноярск. Было ему в ту пору 57 лет. В годы войны работал директором лесозавода в Красно- ярске.  В конце жизни судьбе всё же было угодно, чтобы он вернулся на свою родину в Латвию, где и умер в возрасте 74 лет.

Яков Янович Зенс руководил щегловской милицией недолгий срок. Главная заслуга этого человека состоит в том, что он принял дела в трудное и суровое для страны время, в период безвластия, социальной неразберихи, разгула бандитизма, бедности и тяжёлого экономического положения в стране. Он был первым, а быть первым всегда особенно трудно. Яков Зенс был человеком убеждённым. Мне кажется, что в жизни это очень важно. И эти его убеждённость и настойчивость заслуживают уважения. На протяжении всей своей жизни человек был верен идее, которая вдохновляла его на борьбу за справедливое общество, в которое он беззаветно верил. Он трудился и днём и ночью. Стоял на страже безопасности граждан. И теперь, спустя много лет, мы можем гордиться, что история нашего города и, в частности, нашей милиции начиналась с такого отважного, целеустремлённого и самоотверженного милиционера, как Яков Янович Зенс. Думаю, что таким патриотом своей страны, своего времени и должен быть настоящий служитель правопорядка.

 

Андрей НАЗАРОВ

Номинация «ПОЭЗИЯ», лауреат 1 степени (3 возрастная группа)

Литературный клуб «Блокнот» при Кемеровской ОНБ им. В. Д. Фёдорова

Ромашки

Пускай ромашки не так красивы,
Как те букеты, что сплошь и рядом,
Но я за ними полез в крапиву
В слепой надежде, что будешь рада.
Твою улыбку в душе лелея,
Искал их, словно в стогу булавку.
С того, быть может, они ценнее,
Что их не купишь в цветочной лавке.
Я знаю, любишь сплошные волны
Покрывших поле ромашек белых.
Пока нет поля, прошу: позволь мне
Пока есть время дарить тебе их.

Сгоревшим

Сколько нас по планете разбросано
К двадцати годам уже выжженных,
Тех, кто горел, как листва по осени,
А теперь истлевает? Живы, но…
На деле, былых нас, немые тени,
И давно в глазах уж не тот огонь.
Увы, оказались все мы не теми.
Подожгли себя, а взамен того
Получили ожоги, кнуты, ножи,
Пост стороннего наблюдателя,
Что с тоской безучастно глядит на жизнь
Свою, думая: наплевать или
Всё-таки зря потонули в рутине?
Пытаясь сбежать от ошибок, всех бед,
Слепо идём по тому ли пути мы,
Храня пепелище души в себе?
А все ведь когда-то другими были:
Смеялись, ждали, любить умели…
Мечту потеряли под слоем пыли
И получили лишь быт да цели.

Холодно

Слишком холодно стало. Слишком.
За окном поутихли птицы.
Это лето, подобно спичке,
Прогорело в моей столице.
Осень, словно шальной ребёнок,
Что игрушки убрать не хочет,
Сняла листья с берёз и клёнов
И оставила тлеть у обочин.
Небосвод стал на краски скуден,
Тучи выжал на нас, как тряпку.
Ртуть упала, и вряд ли будет
Где-то в городе не так зябко.
Чтоб согреть ледяные пальцы,
Руки прячем в карманы глубже.
Ветер гонит домой скитальцев,
Фонари растворились в лужах.
Перелётных пернатых стаи
Покидают пределы гнёзд.
Слишком холодно стало. Знаешь,
Я никогда ещё так не мёрз.
Здесь не небо с его прохладой
И не градусы за окном.
Я замёрз безнадёжно. Правда,
Эта осень совсем ни при чём

Я наблюдал галактику в глазах

Я наблюдал галактику в глазах,
И с каждым взмахом кисточек-ресниц
Вокруг меня, как в самых странных снах,
Дробился мир на тысячи частиц.
Тебя влекут далёкие плеяды,
Та россыпь звёзд на полотне небес,
А я свой космос нахожу во взгляде,
А я люблю вселенную в тебе.

Совет

Вам дам совет. И больше — никому.
Останется пусть строго между нами:
Ищите тех, кто примет вашу тьму —
На свет летят лишь мухи с мотыльками.
Они летят вслепую на пожар,
И, как итог, обугленное тельце.
Цените тех, кто держит ваше сердце,
Но не сжимает рукоять ножа.

НОВОКУЗНЕЦК

Денис ЯЩЕНКО

Номинация ПРОЗА, лауреат 3 степени (1 возрастная группа)

Литературное объединение ЛиTERRA, г. Новокузнецк 

Приключение Дениса и Алисы

Привет! Я – Денис. Мне 10 лет и я хочу рассказать историю, которая произошла со мной недавно. Это очень захватывающее приключение, в котором главными героями оказались я и моя самая лучшая подруга Алиса.

***

Однажды зимой я проснулся рано утром, по крайней мере, мне так показалось. За окном было еще очень темно, но спать мне не хотелось.

Я встал с кровати, чтобы посмотреть, сколько времени на часах. И вдруг я увидел, что все стрелки крутятся с бешеной скоростью. Я испугался и пошел в другую комнату, чтобы посмотреть на еще одни часы, и хотел включить там свет. Но потом понял, что электричество отключено. Я взял фонарик и пошел к часам. И там тоже стрелки крутились с такой же скоростью. Мне стало совсем страшно.

Я пошел к родителям, чтобы их разбудить, но их не обнаружил. Тогда я подумал, что это просто сон. Самый страшный, который только мне снился. Я закрыл глаза и ущипнул себя за руку. Вскрикнув от боли, я открыл глаза. Как и думал, я оказался снова в кровати. Значит, это был всего лишь страшный сон.

За окном была еще ночь. Я подумал, что этого не может быть. Я уже давно сплю и поэтому должна наступить заря.

Я подошел к будильнику. У меня сердце ушло в пятки от страха, потому что передо мной с неумолимой скоростью снова крутились стрелки часов.

Я закричал так громко, что чуть не сорвал голос. Но даже не услышал своего голоса. Раз родителей нет, я быстро оделся и побежал к своей подруге Алисе, так как она умная, и я не раз обращался к ней за советом.

Но когда я вышел на улицу, мне стало очень жутко. Ни в одном доме не горел свет, не было ни одного прохожего, не слышно машин, не горели фонарные столбы. Было настолько тихо, что у меня заложило уши.

Я позвонил в домофон на подъезде Алисы. Но мне никто не ответил. Я постучал в окно первого этажа, где живет моя подруга. Но даже самого стука я не услышал. Я еще раз закрыл глаза и ущипнул себя за руку.

И снова очутился в кровати. Причем без верхней одежды, в которой я выходил на улицу! Я понял, что когда щипаю себя за руку, открывается какой-то портал, с помощью которого я перемещаюсь в кровать.

 Я опять оделся, пошел к Алисе и снова позвонил в домофон, потом постучал в окно. И тут я понял, что Алиса не открывает, потому что, как и я не слышит моих стуков и звонков.

Я не знал, что делать. Стоять на морозе или ущипнуть себя за руку. Я решил подождать. Через несколько минут вышла Алиса, но так бесшумно, что я этого не заметил и продолжал сидеть на лавочке возле подъезда и смотреть в землю. Она меня толкнула. Я повернулся к ней и увидел, что она пытается мне что-то сказать, но я ее не услышал. Тогда я жестами объяснил, что разговаривать сейчас невозможно, потому что все равно не слышно никаких звуков.

Она кивнула, и я показал на небо. Алиса посмотрела и пожала плечами, как будто хотела спросить: «Причем тут небо?».  Я взял веточку и написал на снегу: «Алиса! Мне кажется, что время остановилось. Никаких звуков не слышно. Мои родители пропали, а у тебя?». Я передал палочку Алисе.

Она написала: «Мои тоже и бабушки нет». Потом передала палочку мне.

«Пошли искать, откуда началась эта тьма!» — написал я.

«Лучше давай найдем родителей!»

«Это необычная ночь. Сейчас уже должен быть день. Я не знаю, где родители, но одно знаю точно, если мы уберем темноту, тогда увидим, что тут творится, а то фонарик дает мало света». Алиса кивнула.

И вдруг к нам подошла обычная кошка. Мы сначала испугались, потому что не сразу поняли кто это, а потом удивились. «Ведь звери тоже исчезли, как мой кот Барсик», — написал палочкой я. Кошка начала царапать подъездную дверь. И внезапно дверь открылась внутрь подъезда.

Я спросил у Алисы: «У вас что, дверь не работает?» Она пожала плечами и пошла за кошкой. Мы поднялись к квартире моей подруги. Алиса открыла дверь и мы зашли. Первым делом кошка пошла на кухню, запрыгнула на ручку двери и повернула ее. Мы решили, что кошка голодная. Алиса достала из холодильника рыбу и покормила ее.

После еды кошка развернулась и пошла к дверям. Потом она обернулась и что-то сказала, но мы ее не услышали, так же как и другие звуки. Мы пошли за ней, догадавшись, что она нас куда-то зовет. Мы вышли из подъезда и шли за кошкой долго, почти час. Я сказал: «Хоть сейчас темно и ничего не видно, но я догадываюсь, что мы на нашей горе, которая возле нашего района».И тут я увидел какой-то люк. Кошка стала прямо вытанцовывать на этом люке. Мы догадались, что его надо открыть. Когда мы открыли, то увидели огромную винтовую лестницу, которой не было конца. Мы стали спускаться. Спускались так долго, что выбились из сил исели на ступеньки отдохнуть. Кошка мяукнула и позвала нас наверх! Я не понял, мы что, спускались ради разминки, а теперь нужно подниматься? Я снова начал спускаться, но кошка настойчиво замяукала. Это было видно по ее губам.

Мы пошли за кошкой. Мне уже стало скучно, но тут кошка остановилась. Потом пошла куда-то к стене и внезапно исчезла. Алиса в недоумении потрогала ту стену и также исчезла. «Не оставаться же мне одному!», — подумал я и прикоснулся к стене. Я телепортировался в какой-то город.

В том городе была ночь, но зато были и люди, и звери. Мне показалось, что это большая вечеринка, так как все пели и танцевали на какой-то площадке рядом с нами. Алиса удивленно показала мне на одного из людей. Это был старик, который танцевал больше всех. Я тоже уставился на него. «Как может такой старый человек так активно двигаться?» — удивился я. Кошка не обращала на людей внимания и настойчиво звала нас внутрь этого танца.

Когда мы подошли к центру площадки, то увидели две огромных кошки и собаки, которые танцевали, как и все. Вдруг на животных что-то сверкнуло и мы не по своей воле тоже стали танцевать. Как будто нас загипнотизировали.

Потом что-то желтое сверкнуло на нашей маленькой кошке, и мы перестали танцевать. Кошка повела нас на другую сторону площадки, а затем к какой-то высокой башне. Мы зашли внутрь башни и увидели такую же винтовую лестницу, как и в люке. Мы поднялись на самую вершину и увидели столик со светящимся сосудом. Мы догадались, что это солнце, так как оно было таким ослепительным, что я даже зажмурил глаза.

Я снял со стола скатерть и накрыл этот сосуд. На кошке еще раз что-то сверкнуло, только уже не желтого, а синего цвета. Мы оказались на винтовой лестнице в люке.

Мы стали подниматься. Сосуд я крепко держал в руках. На улице я открыл скатерть и выпустил содержимое сосуда в воздух. Тут произошла очень яркая вспышка, я закрыл глаза и упал, причем на что-то мягкое.

Когда я открыл глаза, то увидел, что лежу в кровати, а надо мной стоит мама и кричит:

— Денис, вставай! Сейчас в школу опоздаешь!

Я посмотрел в окно, и там к счастью из-за горы всходило солнце, самое настоящее. Я понял, что это был сон. В школе я спросил у Алисы, что ей снилось. Оказалось, что у нее был тот же сон. Такого же не может быть! Значит, это был не сон, а другая реальность.

ПРОКОПЬЕВСК

Илья ЛАГУТИН

Номинация ПРОЗА, лауреат 2 степени (1 возрастная группа)

Творческое объединение  «Вдохновение» г. Прокопьевск

 

ЧУДЕСНАЯ СТРАНА

(СКАЗКА)                                

                                 Эта страна мне только снится,

                        Но светлый миг придёт.

                                                         И на крылатой колеснице я совершу полёт.

И. Резник

   Жили-были два брата – Артём и Кирилл. На летние каникулы они приезжали в гости к бабушке в деревню Жуковка. Братья любили гулять, особенно их привлекали заброшенные дома. Один из домов показался мальчикам каким-то необыкновенным. Когда мальчики вошли, увидели старый сундук. На нём были изображены два дракона. Справа был дракон синего цвета с длинной чешуёй, а слева был изображён  красный дракон с короткой чешуёй. Мальчикам стало интересно, что внутри сундука? Они решили открыть его, ведь замка не было. Открыв, ничего не увидели, но что-то привлекло их внимание. На дне сундука реальность искажалась. Артём протянул руку ко дну – и вмиг исчез. Кирилл тоже решил потрогать дно сундука, протянул руку – и тоже исчез.

   Когда Кирилл очнулся, увидел другой мир. Он был похож на необитаемый остров. Вокруг было много красивых и необычных растений. В лицо дул лёгкий, тёплый ветерок с незнакомым запахом. «А где Артём?» — подумал Кирилл и пошёл его искать. Вдруг увидел, что в небе пролетело что-то огромное и приземлилось недалеко от него. Когда он внимательно посмотрел, то увидел дракона с красивой переливающейся чешуёй красного цвета, глаза у дракона были как у кошки. Мальчик вспомнил, что он уже видел его на сундуке. Дракон не вселял ужаса, казался добрым.  Вдруг он заговорил человеческим голосом.

  Он спросил, откуда Кирилл здесь появился? Мальчик рассказал ему про заброшенный дом и старый сундук, а также сказал, что ищет брата. Дракон пожалел мальчика и предложил ему сесть на спину, с высоты лучше видно. Они облетели весь остров, но Артёма так и не нашли. Тогда дракон предложил Кириллу полететь вместе с ним в страну Савангард, что находилась на вершинах заснеженных гор, окружавших прекрасный остров.                                                                   

   Когда они прилетели, то Кирилл увидел много других драконов. Они были величественны и красивы! Красный дракон спросил, не видел ли кто-нибудь ещё одного мальчика. Тогда вышел дракон с синей переливающейся чешуёй, на его спине сидел Артём. Как же братья обрадовались, увидев друг друга! Драконы в свою очередь рассказали мальчикам, что они тоже братья. Красного звали Алдуин, синего – Партунакс. Они поведали о cебе: они два царя страны драконов Савангард. Мальчикам очень понравилось на этом острове, но они скучали по дому. Тогда братья-драконы проводили ребят в пещеру, где стоял сундук. 

   Мальчики попрощались с драконами и, открыв сундук, исчезли. Очнулись в заброшенном доме. Братья обнялись и пошли домой к бабушке. Она, наверное, уже ждала их к ужину.  По дороге Кирилл и Артём обсуждали своё приключение и решили, что будут иногда навещать своих новых друзей Алдуина и Партунакса, чтобы лучше познакомиться с их жизнью на необитаемом острове  и в стране Савангард.  

Валерия ЗОРКИНА

Номинация ПОЭЗИЯ, лауреат 1 степени (1 группа)

Детское творческое объединение «Литературная гостиная «Проба пера» г. Прокопьевск

Дорожка к дому

С улицы и до порожка
К дому нас ведет дорожка:
Кто по ней идет, кто скачет,
Кто вприпрыжку гонит мячик.
Кто-то в «классики» играет
Иль друг друга догоняет.
Кто-то просто так стоит,
Кто — с соседом говорит.
И по этой же дорожке
Бегают собаки, кошки –
Видно, всем она нужна
Без нее никак нельзя.
Дворник нам ее метет,
Расчищает снег и лед,
Чтобы вечером и днем
Заходить могли мы в дом.
Вот смотрю я на дорожку –
Что-то жаль ее немножко:
Почти все время занята,
Очень устает она!

 

Семён ИВАШКИН

Номинация ПОЭЗИЯ, лауреат 2 степени (1 группа)

Детское творческое объединение «Литературная гостиная «Проба пера» г. Прокопьевск

Счастья

Мне нравится, проснувшись утром,
Лежать, не открывая глаз
И в щелочку подглядывать за мамой.
Она готовит блинчики для нас.
И в день погожий, и в ненастье
Зову я это Утреннее счастье.

Бывает, что идёшь домой из школы
И счастлив, непонятно почему.
Зовется это счастье Бестолковым
И улыбаешься всему! Всему! Всему!

Когда под нос любимому котенку
Подсунешь нитку с «мышкой» на конце,
Котёнок превращается в тигрёнка
И появляется улыбка на лице.
И вот котёнок прыгает и вьётся.
И счастье то Пушистеньким зовется.

Когда осенним днем погожим
Шагаю по румянистой листве,
Хочу сказать я всем прохожим:
«Лови листок! Тебе! Тебе! Тебе!»
Как это поднимает настроенье!
То счастье называю я Осенним.

Ещё бывает счастье Игровое,
Подарочное, Сладкое, Цветное.
Весеннее, Прохладное, Грибное!
Конфетное, Машинко – заводное!
Мясное, Пузырьково — выдувное!
Собачко — попугайно-мировое
Арбузо – ягодно – морское!
Ещё и перво-место-призовое!
И каждый в этом мире знает-
Счастья много не бывает!

 

Юлия ДМИТРИЕВА

Номинация ПОЭЗИЯ, лауреат 3 степени (1 группа)

Детское творческое объединение «Литературная гостиная «Проба пера» г. Прокопьевск

Первый снег

Тихой, но уверенной походкой
Снова приближается зима.
Завалила первым мокрым снегом
Улицы, деревья и дома.

А ещё снежок лежит на будке,
Где наш пёс на сене сладко спит,
Он своими добрыми глазами,
С любопытством на весь двор глядит.

Снег такой красивый, белый-белый,
И искрится и меня зовёт,
А пока я варежки искала
Он вот-вот ручьями потечёт.

И опять, и грязь, и слякоть
И такой унылый двор
Пёс из будки не выходит
И накренился забор.

Буду ждать второго снега
Чтоб слепить снеговика
Нос-морковка, руки-ветки
Из берёз с березника.

 

 

БЕЛОВО

Иван НОСОВ

Номинация ПРОЗА, лауреат 1 степени (1 возрастная группа)

Литературное объединение  «Светлана» г. Белово

ЧАЙНИК И ЧАШКА

(СКАЗКА)

         Жили-были чашка и чайник. Жили дружно и весело. Чайник готовил чай для людей. Потом этот чай наливали в чашку и с удовольствием пили. Но однажды чайник сказал:

– Вот ещё один день, в который, благодаря мне, люди счастливы.

– Люди счастливы благодаря мне, потому что именно из меня они пьют чай, – возразила чашка.

– Без меня люди не смогли бы приготовить чай! И нечего было бы наливать, – гневно воскликнул чайник и отвернулся к стене.

         Чашка тоже отвернулась от чайника, всем своим видом показывая свое возмущение. Прошёл день. Вечером пришли с работы усталые люди и хотели попить чаю, но чайник был пуст, а чашка – грязна. Чайник и чашка стояли, отвернувшись друг от друга, и человек понял, что что-то произошло.

         – В чём дело? – спросил человек, – что-то случилось?

         – Я готовлю чай, я полезнее, чем чашка, – заявил надутый чайник.

         – В меня чай наливают, и из меня его пьют, я гораздо полезнее для человека, – гордо ответила чашка .

         – Вы оба одинаково полезны и необходимы для меня, я не смог бы справиться без кого-нибудь из вас. Нет причин для ссоры и выяснения отношений. Своей ссорой вы огорчаете меня, оставляя без чая и удовольствия отдохнуть. В этом мире каждый занимает своё место, и у каждого есть своя роль. Это хорошо, что вы гордитесь тем, что делаете, но нужно уважать и то, что делает другой.

         – Ты прав, – сказал чайник, – в чашке сложно заварить душистый ароматный чай, а из меня неудобно его пить.

         – Каждый предмет придуман человеком для его удобства, а значит, каждый нужен человеку, – поддержала чашка, обернулась к чайнику и улыбнулась, – давай наливай чай.

         – Сейчас приготовлю лучший чай в мире, – засмеялся чайник.

         «Так-то лучше», – усмехнулся про себя человек, а вслух сказал:

         – Непременно лучший, на меньшее я сегодня не согласен!

И снова стал чайник готовить чай, и снова разливали его по чашкам, вели беседы за столом люди, придумавшие и чайник, и чашку, чтобы удобно было пить чай.

 

МЫСКИ

Мария БЕРЕСТОВА

Номинация ПОЭЗИЯ, лауреат 1 степени (2 возрастная группа)

===
Касаться пальцами — не губ твоих, цветов,
перебирать их стебли, размышляя,
как шелест трав похож на звук шагов,
который постепенно утихает,

а ночью продолжается внутри,
врастая в грудь какой-то странной болью.

Упав в траву, я трогаю цветы,
которые шагов твоих не помнят.

===
В мае — снова снег,
в декабре — цветы,
может человек
жить и без воды,

только далеко,
дальше, чем все есть,
лишь тревожит дно
мраморная взвесь

сточенных водой
белых позвонков,
проплывает рой
гибких плавников,
у колен летит —
и не вспомнить, как
гладит и дрожит
теплая рука,

и не помнят губ
впадинки ключиц,
по воде плывут
шеи белых птиц,

до сих пор идет
майский мокрый снег,
где-то он живет,
этот человек.

===
Возвращаюсь в твои голубые глаза,
это все не о том — небеса, бирюза:
в них тогда было много воды.

Как приходишь к ребенку-себе и молчишь,
и не видишь знакомых домов или крыш,
лишь лежит пара щепок худых

от седой голубятни на старом дворе —
так и здесь ничего не осталось во мне,
только привкус беды.


===
Прости мне этот первобытный страх —
бегу туда, где сухо и тепло.
О, детство — бьется бабочка в руках,
я тихо отрываю ей крыло,

и что-то есть звериное во мне
в соседстве с беззащитной чистотой,
я принимаю это, ведь вполне
осознаю, что остаюсь такой

и до сих пор. Опять средь бела дня
внутри меня не хочет спать ребенок,
смеется смерти бабочки — и я
бегу домой, где вечер тих и долог.

Яя

Елена Понаморчук 

Номинация ПУБЛИЦИСТИКА, лауреат 2 степени (2 возрастная группа)

Творческое объединение «Компас», МБОУ ДО «ЦДТ», Яйский муниципальный район

 

Несущая волшебство

Человек, который делает добро,

чувствует себя счастливым.

М. Горький

 

 Как хорошо, что есть на свете добро! А что же такое добрые дела? Мне кажется, это хорошие поступки, которые совершает человек каждый день и не ради славы, а от чистого сердца. Нужно очень захотеть, и добрые дела можно делать каждый день.

Не секрет, что в нашем родном посёлке Яя живёт много прекрасных и уникальных женщин. И сегодня мне хочется рассказать вам об интересной женщине, глубочайшем доброты человеке, прекрасном мастере своего дела — Евгении Станиславовне Ивановой.

 Некоторые из вас её знают — это педагог   ЦДТ, но, уверена, что познакомиться поближе с хорошим  человеком хочется многим, полюбоваться интересными работами Евгении Станиславовны, ставшими делом её жизни.

Ещё, будучи в третьем классе, я впервые познакомилась с мастерством моего учителя. Она меня так увлекла своими работами, что я сказала себе, что  я буду учеником у этого мастера.

И вот первые уроки мастерства. Я с восхищением смотрела на вязаные игрушки, красивые и модные кофточки, украшения,  сделанные из бисера, полимерной глины и думала, сколько труда, доброты и тепла вложены в эти изделия  моим мастером, учителем Евгенией Станиславовной.

Евгения Станиславовна родилась в поселке Ижморский. Затем переехала в наш посёлок.   Окончила  школу,  в которой сегодня учусь  и я. После окончания школы Евгения Станиславовна поступила в Кемеровский технологический институт пищевой промышленности г. Кемерово.  В 1988 году  она стала дипломированным специалистом  по  специальности «инженер — экономист». Но увлечение  вязанием, изготовление поделок, бижутерии   взяли верх.  Поэтому решила  стать преподавателем и передавать своё мастерство детям. И каждое утро она спешит   на работу в ЦДТ, где является руководителем творческого объединения «Волшебный клубок», к своим любимым питомцам  передавать им своё мастерство и  вкладывать в работу не только  красоту, но и тепло своей души. Любая встреча с Евгенией Станиславовной  начинается со слов: «Здравствуйте. Как дела?». Я считаю, что – это проявление интереса и заботы о каждом из нас. Она всегда внимательно выслушает, подбодрит, подскажет, поможет и делом, и советом. Это добрейшей души человек, с которым очень легко и приятно общаться.  Это тот человек, про которого говорят, что дети тянуться к нему.

 Как  говорит Евгения Станиславовна: «Вязать я  очень люблю. Для меня это не просто перетирание ниточек, а возможность создавать что — то интересное и нужное. Нравиться вязать вещи в подарок родным  и друзьям. Хочется научить  девочек вкладывать в рукоделие  не только качество, но и душу”.                                                                                

Работать с детьми ей нравится. Для Евгении Станиславовны – это не просто  должность, а образ жизни.  Как руководитель, она  делает  всё, чтобы работами её учеников любовались  все приходящие на выставку  посетители, а родители  без проблем доверяли своих детей и радовались доброму делу, которому она их научила.                                                                                                       

Мой учитель – профессионал своего дела, опытный преподаватель. Она обладает  такими качествами, как порядочность, трудолюбие, преданность своему делу. Мои работы и работы других воспитанниц Евгении  Станиславовны представлены  на муниципальных выставках, где   получили высокую оценку  строгого жюри.

 За высокий  профессионализм, новаторство и педагогическое мастерство Евгения Станиславовна неоднократно награждалась грамотами и благодарностями.

Но, наверное, самое важное для Евгении Станиславовны — это научить  доброму, любимому  делу своих учеников. Я желаю своему педагогу побольше заинтересованных  детей. А это значит, что увлечённые  ребята, по примеру своей учительницы, будут творить, мастерить и радовать всех окружающих.

Ирина СОКОЛЬНИКОВА

Номинация ПУБЛИЦИСТИКА, лауреат 3 степени (2 возрастная группа)

Литературная студия «Жарковские огоньки»  МБОУ « Яйская ООШ №1»

 

О ТЕРРИТОРИЯХ ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ

25 июня 2016 года закончился сезон пришкольного лагеря «Солнышко».  Как и в прошлом году была организована профильная смена для юных  исследователей. Где мы только не побывали за 18 замечательных дней!

     «Я добегу до забора за 2 секунды. А ты?» Эти слова на заборе дома коневладельца  Николая Николаевича Тимофеева испугали нас, юных исследователей. Однако желание близко увидеть лошадей было сильнее страха. Хозяина конефермы, встретившего нас у ворот, сопровождала большая серая охотница Гера. Она обнюхала нас и проводила вместе с хозяином до летней беседки. Пока мы рассматривали боевое убранство беседки, к нам подошли внучата Николая Николаевича и угостили конфетами. Хозяин необыкновенной  усадьбы  увлекательно рассказал нам о лошадях, о самых лучших орловских рысаках Кристалле и Канарейке, выращенных на яйской земле и прославивших  её. Только после подробнейшего инструктажа по технике безопасности  общения с лошадьми мы отправились на встречу с ними. Пока вернувшиеся с пастбища лошади пили воду, мы рассматривали их на расстоянии. Интерес к нам первой проявила кобыла Ракета. Съев угощение из наших рук, она позволила себя погладить. За ней последовали и другие кобылы.  Жеребцы восхитили нас ещё больше кобыл своим суровым характером, красотой.  Вернувшись поздно домой,  мы только и говорили о лошадях, необычной усадьбе, её хозяине, о территории любви и доброты.

Знакомство с мини-пекарней «Швейка» удивило нас многим. Увидев собственными глазами процесс выпечки хлеба, мы поняли, что пекарь — героическая профессия! Пекарь Ирина Николаевна Скударнова восхитила нас всем: она рассказывала подробно обо всём, что нас интересовало и при этом, не снижая высокого темпа работы, продолжала взвешивать тесто, распределять его по формам,  переставлять их в печи, вынимать  хлеб и складывать его на полки. И все эти действия она выполняла в 35-градусной жаре. Из пекарни мы уходили сытыми и потрясёнными.

  Открытия ждали нас и в редакции районной газеты «Наше время».   Узнав от Ларисы Валентиновны Егоровой, как работают журналисты и редактор, Андрей Андреев сказал: «У Вас круче, чем в спецназе!» 

        Экскурсия в пожарную часть превзошла все наши ожидания. Мы увидели не только диспетчерскую, учебное помещение, гараж,  но и комнату отдыха,  кухню. Получили полное представление о работе пожарных. Секреты устройства пожарной машины и средств защиты раскрыл нам Сергей Петрович Макаров. Сбылась мечта всех юных исследователей: мы посидели на месте водителя пожарной машины и побывали на её крыше.

 Галина Григорьевна Черкашина и Раиса Семёновна Воропаева, заведующие музеевЯйской школы № 2 и Улановки, своими рассказами вдохновили нас на идею создания музейной комнаты в родной школе. Почему же старейшая школа Яи не имеет музея? От кого зависит решение этого вопроса? Вот такие вопросы задавали мы за круглым столом нашим воспитателям, С. И. Морозовой и М. А. Сердюковой.

     «Путешествие в советское прошлое» – так назывались наши пешие

прогулки в поисках руин известных в посёлке зданий. Так на берегу реки мы отыскали руины начальной школы № 1. 80-летняя Лидия Кирилловна Быкова, учившаяся в ней в годы Великой Отечественной войны, вспомнила, как в морозный зимний день учитель Дмитрий Евсеевич Марченко растирал ей окоченевшие ноги. А в День Победы учеников поили горячим кипячёным  молоком! 

     «Путешествие в советское прошлое»  посёлка Яя вызвало чувство гордости за наших предков. Так  Л. К. Быкова рассказала нам, что в котловане,  расположенном за пивзаводом, первый директор этого предприятия Н.Н. Пупов придумал разводить карпа. А местная жительница Майя Алексеевна Жижина  рассказала нам о маслозаводе, который производил не только масло и творог, но и мороженое. Отходы от производства масла, называемые пахтой, продавали населению. Побывали мы на руинах кондитерского цеха, хлебозавода, швейной фабрики «Восход».

 22 июня, в День памяти и скорби, мы уже по сложившейся традиции возложили цветы на могилы воинов, вспомнили подвиги усопших.

    А началась наша смена 6 июня. В день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы провели исследование в микрорайоне школы. 194 человека не вспомнили того, что именно 6 июня Россия отмечает День рождения классика, день русского языка. Большинство из опрошенных вспомнили отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», начинающийся словами: «У лукоморья дуб зелёный…». Оказалось, что лучше всего народ помнит сказки Александра Сергеевича.  А вот «Сказку о попе и его работнике Балде» не вспомнил никто из тех, к кому мы обратились. Так пришла идея инсценировать эту сказку на открытии сезона.

       Четверо исследователей представили на суд товарищей свои работы. Эти доклады уже звучали как на Областных, так и на Всероссийских конференциях. Так от Яна Трофимова узнали мы, что самый чистый воздух на улице Трактовой. От Димы Голубятникова: самый распространённый съедобный гриб в микрорайоне  Наша родина — белый гриб. От Ирины Сокольниковой: строчки стихотворения не обязательно всегда рифмовать. От Коли Чудова: история жизни прабабушки – история страны.

       К сожалению, сезон закончился… Каждый его день  приносил нам новые открытия! Учились жить по пионерским законам! Узнавали, почему так полезно плакать! Нарушали правила и учились просить прощение!  Практиковались друг друга не просто слушать, а и слышать! Соревновались во внимательности и активности! Ежедневно упражнялись в шахматных и шашечных боях! Учились сочинять стихотворения и быть благодарными! В течение сезона мы приобрели новые знания и навыки! На память нам остались не только воспоминания, но и фотографии о лучших днях лета, о территориях любви и доброты.