Егор АРТЮХ. Рассказы

Детское творческое объединение «Литературная гостиная «Проба пера», г. Прокопьевск.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Жили  — были   три весёлых друга.  Одного с рыжими волосами и веснушками на лице звали  Ваня,  другого- с пышной белокурой шевелюрой на голове —  Коля, а третьего – маленького роста с ямочкой на щеке —  Стёпа. Мальчишки  много времени проводили вместе. Ваня с Колей в этом году усиленно тренировались  и стали чемпионами по плаванию, а их  товарищ  не смог принять участие  в соревнованиях в связи с травмой.

Весной  в теплый майский день друзья катались на велосипеде.  Стёпка решил   скатиться с горы,  да  врезался в  трансформаторную будку во дворе нашего дома. Свалился  и громко  как закричит:

— Помогите! Спасите! Мы  перепугались, подъехали к нему, Ванька и говорит:

-Ну, ты и каскадер! Поспешил – да  народ насмешил.

— Плакали твои каникулы! —  с грустью сказал Коля. — Теперь будешь на больничной койке куковать  все лето.  Ни на рыбалку не съездим, ни в санаторий, как хотели.

Тут прибежали  родители, вызвали скорую помощь.  Карета скорой помощи приехала быстро.

Тётенька в белом халате вышла из машины, осмотрела Стёпку и говорит:

—  У вашего друга, — вздохнула она,  —  открытый перелом правой ноги. Загрустили мы, но ведь  и Стёпке нелегко. 

 — Стёпа, ты  только не грусти,  не печалься. Расстояние дружбе не мешает. Мы  к тебе  скоро приедем, но не одни.  Это будет наш секрет, – проговорил Колька.  — А ты лежи в больничке, поправляйся,  думай, не скучай, да  разгадывай нашу загадку. Вот внимательно слушай и запоминай её: «Родители и детки ходят в монетках» 

Машина скорой помощи  быстро скрылась со двора, Ваня   и спрашивает Колю:

— А  о каком секрете ты говорил Стёпке? Я не понял!

— Да я не знал, как его успокоить.  А затем прошептал:

— Ведь у Степана на следующей неделе день рождения, так? 

-Так точно!

-А как его порадовать?  Вот  мне  на ум  и  пришла эта  идея.  Он пусть всю неделю  думает над загадкой,  тренирует свой  мозг.  

— А о ком  загадка?  —  с досадой  в голосе  пробормотал Ванюша.

— О рыбке, — ответил Коля и почесал затылок. — Я тут подумал,  давай ему купим в подарок аквариум с золотой рыбкой!

— Хорошая мысль, как я об этом сам  не догадался,  —  сказал  Ваня. — Здорово! Пусть она исполняет его желания, как в сказке Пушкина.

Через неделю мы купили в зоомагазине  большой стеклянный аквариум, налили  в него  прозрачной воды, поместили  золотую рыбку. Продавщица посоветовала нам поставить его в праздничную коробку, чтобы  легче было нести и не опрокинуть аквариум с рыбкой. Положили вовнутрь коробки энциклопедию «Удивительный мир рыб»,  которую купили в книжном киоске,  подписали поздравительную открытку. Коробку с сюрпризом перевязали красной атласной ленточкой.

Товарищи отправились к другу в больницу.

Лежит наш Степан в кровати, читает волшебные сказки.  Увидел он нас, обрадовался и говорит:

— Как долго я вас не видел, соскучился!

— Соскучился он! А нам тоже  тебя  не хватает, – сказал Колька. — Загадку – то отгадать смог?- поинтересовался Ваня.

— Честно, ребята, нет!

 Мальчишки открыли коробку, а Стёпка заплакал от радости.

— Хорошо, что у меня есть настоящие друзья!  Не зря в народе говорят: «Дружба – великая сила»

ПОТЕРЯННАЯ ДРУЖБА

В большом городе, в красивом девятиэтажном доме жил мальчик Ваня. У Вани была чудесная семья, верные друзья и много игрушек. Но больше всего гордился он своей коллекцией значков. Мальчик хранил их в обитых бархатом коробках, и если коллекция пополнялась, всегда приглашал своих друзей посмотреть новые значки.

Однажды перед Новым годом, папа привёз из командировки Ване новый значок. Он был необыкновенно красивый. Круглый, серебристый, синей эмалью на нём было написано «Сочи -2014».

На следующий день Ваня пригласил своих друзей Сашу и Витю посмотреть новый значок. Ребята с интересом рассматривали коллекцию, время шло незаметно. После обеда ребята собрались домой. Вдруг Ваня заметил, что нового значка в коробке нет. Мальчик очень рассердился.

— А ещё друзья называетесь! Признавайтесь, кто новый значок взял?

Саша и Витя растерялись. Саша покраснел и опустил глаза.

 — От тебя, Саша, я такого не ожидал! Ты покраснел – значит, значок у тебя! Выворачивай карманы! 

Саша покраснел ещё больше и стал выворачивать карманы брюк, затем пиджака, но значка не оказалось.

  — Значит, значок у Вити!

Витя тоже молча вывернул карманы. Значка и у него не оказалось. Ваня случайно засунул руку в свой карман. Значок оказался там!

— Ура! Пропажа нашлась! Ребята, пошли с горки на санках кататься!

Но друзья молча вышли за дверь. Ребята больше не приходили в гости к Ване.

Как вы думаете, почему?

НОВОГОДНЯЯ МЕЧТА

Но вот, уже каникулы  – чудесная пора!

Мы ждали их, так ждали их – Ура! Ура! Ура!

Мы проведем их весело, сомнений даже нет

Со множеством изюминок, и в каждой свой секрет.

Самое замечательное, что происходит с детьми в детстве – это каникулы. Каникулы — это праздник для детей, лучшее время, чтобы расслабиться, побыть с семьей и насладиться  каждой минутой. Появляется много свободного времени для встреч, интересных занятий для души. Новогодние каникулы я жду с нетерпением, потому что они самые яркие, сказочно богаты на веселые сюрпризы.  Зимние  каникулы в этом году у меня оказались интересными, веселыми и запоминающимися. Каждый день был наполнен  разными событиями.

Новый год – праздник особый и древний. Новый год – волшебство, радость, сказка для всех людей в мире, но особенно для ребятни. Они верят в новогодние чудеса. Моя мама – учитель. Она с ребятами своего класса организовала почту Деда Мороза. В классе установили самодельный почтовый  ящик, а все желающие написали письмо главному Волшебнику – Дедушке Морозу и  опустили их в ящик.  С мамой ребята поделились своей новогодней мечтой. Каждый хотел получить свой  подарок: один – планшет, другой – коллекцию фокусов, третий – «Лего», четвертый – лыжи. А вот у мальчика, воспитанника детского дома, была очень простая мечта.  Мама была удивлена желанию подростка. Он мечтал провести Новый год  в кругу семьи. Вечером мама рассказала нам с папой об этом, на семейном совете решили пригласить его к нам в гости на новогодние праздники. Дома мы установили красавицу – ёлку, нарядили елочными игрушками, мишурой.

Праздник праздником, мама всегда говорит, но  его можно считать удавшимся тогда, когда все живы и здоровы. Но получатся ли наши праздники и каникулы такими яркими и запоминающими, о каких  вы мечтаете, полностью зависит от вас самих, если вы  будете  думать о своей безопасности  и безопасности  тех людей, которые  находятся рядом с вами.

«В первые минуты Нового года, — рассказал я Ване по секрету,  — тебя ждет маленький сюрприз».  Ваня помогал нам  накрывать на стол, расставлял столовые  приборы, сладости, фрукты. Ваня увидел свечи и предложил их зажечь.  Но папа сразу предупредил, что  одно неловкое движение руки, и свеча может загореться. А мама добавила: «Утром, вечером и днем  осторожным   будь с огнем! Не зря народная мудрость гласит:  «Слезы пожара не тушат».

В новогоднюю ночь мы все спускаемся на улицу и  запускаем фейерверки, так как дома их запускать нельзя. Ваня захотел их поскорей  поджечь, но мама тут же возразила: «Петарды и хлопушки – не детские, а опасные  игрушки. Запуск фейерверка  — целая церемония». Папа выбрал место,  установил в снег,  поджег фитиль и отошел на несколько метров. А мы стояли в стороне и наблюдали за этим  цветным праздничным зрелищем.  Чудо – огоньки озарились на небе. «Здорово! Какая красота!» — произнес Ваня.   Потом мама  помогла нам запустить в небо китайский фонарик желаний.

Мы опустили глаза, а перед нами стоит Дед Мороз с большим мешком. «Здравствуйте, мальчишки!» – сказал он. По голосу  я  сразу узнал  в нем дядю Сашу, но ведь нашему гостю он был незнаком  и ведь это был сюрприз для мальчика.  Мы пригласили Деда Мороза  вернуться к нам  домой, Дедушка попросил  нас рассказать ему стихи, а меня – показать ему   свой школьный ученический дневник. Дед Мороз  остался довольным и вручил нам подарки: Ване – шахматы, а мне – выжигательный аппарат.  Но на этом сюрпризы не закончились. Под елочку мы  прячем записки с пожеланиями. В одной из таких записок было написано: «Во время каникул ребенок должен получить массу позитивных эмоций, активный отдых. Отдых на снегу не менее потрясающий, чем на песке. В море вы, конечно, не покупаетесь, но зато сможете вдоволь накататься на ватрушках.   Предлагается посетить заповедное место – Томскуюписаницу».  Мы  очень обрадовались этому предложению,  через несколько дней нас  ожидала насыщенная программа. С этой мечтой  мы  и пошли спать.

В нашей семье есть  ещё одна  традиция, мы стряпаем русские  пельмени с  сюрпризами.  К  этому увлекательному  занятию мы  и нашего гостя Ванюшку привлекли. «Домашняя техника, в данный момент, мясорубка, имеет крутящиеся детали, — рассказала нам мама, — помните: нельзя засовывать туда пальцы! Поэтому, чтобы избежать опасностей в доме, будьте внимательны!» Мама утром  отварила  пельмени  и разложила  всем по тарелкам. Папе достался  большой пельмень  с перцем, маме – с  монеткой,  мне – с кусочком  вареной моркови,  а Ване  —  с долькой чеснока. Все загадали свое желание. Дни летели незаметно. Мы побывали на елке в  драматическом театре, посетили  Новосафоновский аквапарк, слепили во дворе дома  веселого снеговика, а вечерами играли в шахматы и выжигали. Но и по окончании работы не забывали отключить нагревательный прибор из розетки.

Но вот настал тот день, когда мы на машине поехали в  Кемерово  в  сибирский музей – заповедник. Мы взяли с собой термос с горячим чаем,  бутербродами, блинчиками. Самый главный авторитет для ребенка –  это его родители.  Дети хотят быть на них похожими, считают их поступки и действия единственно верными.  Моя мама часто говорит: «Самое дорогое на свете – семья».   Поэтому, отправляясь на дальнее расстояние, мои родители нас  не забыли пристегнуть ремнями безопасностями. А мой папа за рулем особенно внимательный и сосредоточенный. Мы ехали около четырех часов по заснеженной трассе, шутили,  слушали музыку,  разгадывали кроссворды. Папа никогда не спешит и часто любит повторять: «Лучше опоздай, но подари себе жизнь». Этот девиз необходим всем детям как напоминание о том, как необходимо вести себя на дороге, чтобы не случилось беды.

Мы долго гуляли по парку,  природа в это время выглядит нарядно. В нем чистый лесной воздух, который полезен для организма  любого человека. Мы повстречали рыжую красавицу —  белочку и накормили ее семечками. Она охотно садилась к нам на руки.  Эта прогулка была познавательной и интересной. Узнали много фактов из жизни шорцев, посетили дом шамана, свадебный шалаш, усадьбу зажиточного шорца. На территории заповедника построена часовня в честь Святых Кирилла и Мефодия.  В мини — зоопарке повстречали разных представителей сибирской фауны. Посмотрели на богатырские забавы с участием взрослых. И, конечно, вот она,  обещанная  большая горка! Она мчит всех детей до самой застывшей реки. «Катаясь с горки, — напомнила нам мама, — соблюдайте осторожность. Не спешите! Не толкайтесь! Быстро уходите с горки, скатившись с неё. Никуда не ходите с незнакомыми людьми! Будьте у меня на виду!» Здесь было многолюдно, много ребятни, озорного смеха, веселья! Вдоволь накатавшись, мы были приглашены в  резиденцию Деда Мороза. Вместе с другими детьми играли, плясали, дружно водили хоровод возле нарядной елочки. Уставшие, но довольные, к вечеру мы вернулись домой.

Так незаметно пролетели каникулы, пришло время расставаться с Ванюшкой. Он признался, что надолго запомнит эти новогодние каникулы, прекрасное времяпровождение. А вам хочу напомнить: «Всегда и везде соблюдайте элементарные правила безопасности, и ни что не сможет испортить ваше хорошее настроение». Осуществите и вы, чью — либо детскую мечту в праздник. И пусть они поверят, что волшебство есть!

КУЛИНАРЫ

В небольшом шахтерском городке, в кирпичном  пятиэтажном  доме жили два неразлучных друга Стёпа и  Дима.  Они были обычными, веселыми мальчишками, только жили они в разных подъездах. Вместе проводили  все свободное время, у них и интересы были одинаковыми. В этом году ребята пойдут в первый класс. Их родители решили отдать в одну школу, в один класс.

В школе ребятам нравилось, они с желанием ходили на занятия, посещали  секцию легкой атлетики, кружок «Юный шахматист». 

Приближался праздник  —  День матери. Вместе с учителем они изготовили поздравительные открытки, выучили стихи, веселые сценки. Было решено пригласить мам на праздник. А тут еще учительница объявила конкурс «Рецепт моей семьи». Необходимо было приготовить любимое блюдо и принести его в школу, а главное  – сделать своими руками.

Мальчишкам эта идея понравилась, только оставалось ее воплотить  в жизнь. Стёпка предложил другу испечь бабушкин рецепт вкусного, аппетитного и ароматного пирога. Он сказал:

— Приходи ко мне, Димка, сварганим пирог, всем на зависть! Дома никого не будет. Папа уехал в командировку, мама заедет после работы к бабушке в гости.

— Слушай,  друг, —  поинтересовался Дима, — где мы возьмем продукты для приготовления пирога?

— Да не волнуйся, в холодильнике, конечно! А  каких ингредиентов не будет хватать, сгоняем   и купим в супермаркете, — добавил Стёпка.

Вечером,  как  и договорились, мальчишки  встретились. Стёпа уже стоял на пороге квартиры друга и позвонил в дверь. Дима открыл дверь и как заорёт:

— Проходи на кухню!   Живо помой  руки, слушай  меня  внимательно и   всё запоминай!  Понял?

А сам взял в руки  серебристую книгу в кожаном переплете, золотистыми печатными   буквами на ней было написано «Большая книга рецептов». Димка начал её громко читать:

— Для приготовления пирога «Шарлотка»  вам понадобятся  яблоки, мука, маргарин, сахар, яйца  и скомандовал:

— Димка, не стой! Живо неси из холодильника все, что я перечислил.

— А где взять сахар и муку? – спросил Дима.

— Посмотри в шкафу, на верхней полке, там  должны стоять пластмассовые банки. Видишь?

 —  Ага, увидел, — пробормотал товарищ.

 — Итак, начнем! — сказал Стёпа. —  Я буду заниматься с яблоками, а ты возьмись за тесто.  Степан  начал мыть яблоки,  а  потом взял нож с деревянной ручкой  и приготовился их резать на  маленькие кусочки.  Друг достал эмалированную  кастрюлю, разбил яйца, всыпал стакан соли, а нужно было сахара и начал хорошенько взбивать миксером.

—  Что там дальше, Стёпа, — спросил Димка.

— Чайную ложку соды брось в чашку и залей её  чайной ложкой уксуса, как только эта смесь перестанет шипеть и булькать – выливай к яйцам в кастрюлю, — сказал Стёпа. — Ой, забыл! И пару ложечек  столовых  сметаны  туда плюхни – нежнее и мягче будет.

 — Не забудь добавить еще полтора стакана просеянной муки и миксером опять хорошенько перемешай, — настоятельно рекомендовал он другу. Стёпка потер руки и говорит:

—  У меня яблочки уже готовы! Пойду духовку включу. Тут Дим Димыч не выдержал и сказал:

— Не командуй, а лучше помогай!

Стёпа тихим голосом пробормотал:

-Димка, выливай в  форму для запекания  подготовленное тесто с яблоками и ставь, пожалуйста, поскорей в духовку.

— И долго его печь? – спросил Дима  Стёпу.

— Пирог должен зарумяниться, — начал читать Стёпа. – Да! Готовность пирога проверь зубочисткой деревянной – она должна выходить из пирога чистой. Так наша бабуля всегда делает —  проверенный способ! — ответил Степан.

По всей квартире  разносился  аромат  свежеиспеченного «сладкого»  пирога.

— Слушай, —  вдруг произнес Димка. — Пирог надо  посыпать сахарной пудрой и полить растопленным шоколадом. Десерт будет  вкусным и красивым!    

На следующий день  мы принесли свой пирог «Шарлотка» в школу. После концерта всех мам пригласили  к праздничному столу, предложили им испробовать  приготовленные с любовью  пироги, сладости с  фруктовым чаем. Мамочки попробовали угощение и вдруг тетя Катя,  тихо  произнесла:   

— Сегодня мы испробовали ваше творение,  самый лучший шедевр кулинарного искусства, и  точно знаем, что наши мальчишки, овладели  новой профессией кулинара. Спасибо вам, что приготовили, а нам,  –  что скушали,  не морщась.  Я не понял,  почему мама Стёпки так сказала?!      

 А учительница, посмотрев на нас,  засмеялась и сказала:

— Первый блин – всегда комом.

— О каком блине идет речь? Ведь мы пирог приготовили! – прошептал тихо Дима. 

 Наши мамы улыбнулись.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Подружились Лиса с Журавлем. Вот и предлагает Лиса своему товарищу:

— Давай, мой дружочек, сделаем друг другу приятное, придем на званый обед в гости с подарками. Думал Журавль, что же такое подарить Лисе и придумал.

Сходил он на базар, купил курочку с длинными костлявыми ногами, на голове большой красный гребень. Запек курицу в духовке и положил на фарфоровую тарелку, украсил свой подарок овощами. На второе Журавль состряпал кулебяку. Спрятал праздничный сувенир в большую коробку.

А Лиса тем временем побежала на болото, через полчаса наловила около дюжины крупных лягушек, положила их в трехлитровую банку, накрыла клетчатым платком.

Собрались друзья на лесной полянке.

Предлагает Журавль:

-Давай, подружка, обменяемся подарками.
 А Лиса  громко произнесла:

— С удовольствием! И ты потчевай!

И вот пришло время произвести обмен. Лиса, открыв коробку, подивилась такому изобилию. Не удержалась, быстро уплела копченую курочку, румяный лакомый кусочек кулебяки. Лиса поела, и глаза её заблестели, как свечки. А Журавль остолбенел, он столько лягушек ни разу и не встречал. Они барахтались в банке и пытались вырваться на свободу. Журавль с большим аппетитом их быстро проглотил.

А Ворона, которая сидела на дереве и за ними наблюдала, про-кар-кала:

— А где ваши подарки?

Друзья рассмеялись.

ПОДАРОК

На мамин день рождения очень хотелось Ване сделать для неё что-то особенное. Из цветного картона и бархатной бумаги мальчик склеил красивую открытку, но Ване хотелось маму удивить

 — Чем мне маму на день рождения порадовать и удивить?- спросил он у бабушки.

 — А ты убери сам свою комнату, чтобы все блестело! Этому мама больше всего удивится!- улыбаясь, ответила бабушка.

 — Нет, тут и за неделю  я не управлюсь. Может, что-то другое придумаем?

— Глаза боятся, а руки делают. Принимайся за работу!

Сначала Ваня убрал книги, альбомы и тетради на столе. Вытер пыль с книжных полок. Собрал все игрушки и сложил их в ящик. Мальчик почистил ковёр, протёр подоконник, полил цветы. Разбросанные по комнате футболки и свитера, Ванюша аккуратно сложил в шкаф.

В комнату заглянула бабушка.

— Ну вот! А я что говорила? Терпенье и труд все перетрут!

Уже через час комната Вани просто блестела! И ему это так понравилось, что мальчик ещё и бабушке на кухне помог посуду мыть и блинчики печь.

— Бабушка, как ты думаешь, маме понравится сюрприз, который я приготовил?

 — Думаю, что очень понравится! Ты боялся, что не справишься, а вон, как у тебя хорошо получилось! Собирал по ягодке — набрал кузовок.

Когда мама пришла с работы, все в квартире блестело. Бабушка и Ваня накрыли праздничный стол. А когда вся семья собралась за столом, мама сказала, что такого удивительного подарка от сына не ожидала. Мальчик обрадовался.

С тех пор, желая порадовать маму, сын всегда убирал свою комнату сам.

ПОПУГАЙ ВОВКА

          В  одной семье  выросли дети, разъехались учиться  кто куда.  Но в доме поселился со дня рождения дочери милое существо  волнистый попугай Вовка — младший  (старшим был хозяин квартиры). Жил он  в большой   просторной клетке. Был всеобщим любимцем.  Утром и вечером Вовка чистил и перебирал свои перышки. Каждое утро он будил своих хозяев. Ловко лазал по решетке клетки, стучал клювом,  громко щебетал, таким способом  выпрашивал угощение. А когда хозяйка выпускала его из клетки, вольно чувствовал себя в квартире. Мог  посидеть на шкафу, попрыгать по ковру.  Если услышит журчание воды в кране, то старался поскорей принять водные процедуры. Сядет в кресло хозяин почитать новости в газете, а  Вовка младшенький  тут как тут. Долбит клювом по экрану, просит срочно  включить телевизор, уделить ему минутку внимания. А именно,  включить по телевизору музыкальный канал. Сидит —  не шелохнется, весело начинает насвистывать, громче подпевать. С хозяйкой вообще «заигрывает», присядет на пышную прическу и делает ей начес на голове. Разозлится она и крикнет в порыве:

— Вовка,  дурак!

            Через некоторое время домочадцы стали прислушиваться, а попугай — то  говорит.

          Вот приходит однажды  с работы хозяин, немного подвыпивший, а попугай из клетки ему кричит:

— Вовка, дурак! 

          Взрослые целыми днями были на работе, летом проводили время на даче.  Стали  они замечать, что   Вовка стал молчаливым. Видят хозяева — грустит, пропадает птица. Скучает   питомец по детям. Предложили они соседке взять попугая к себе. Так и появился  Вовка в семье маленького Егорки.

           Стало   мальчугану интересно, захотелось  научить своего друга «разговору». Думал — научит и он кое- чему Вовку.  Легко попугай  поддавался обучению. Малыш получил огромное удовольствие,  наблюдая за попугаем.   Он чётко произносил по нескольку раз слова, изо дня  в день повторял одно и то же.   Вовка вскоре узнал несколько  новых слов.  Появились  в его словарном запасе  «привет», «прощай», «хороший», «умница»,  «проказник», «кушать пора». 

       Весело было мальчику с  любознательным Вовкой.  Зашёл как – то в гости  сосед по лестничной клетке. А Вовка младшенький узнал бывшего хозяина и как заорёт:

—  Вовка, привет!

       Дядя Вова ему в ответ:

—  Привет! Коль не шутишь!

— Дай Вовке гостинец!

         Сосед сначала испугался  и растерялся.

— Чего, — говорит, — чего тебе надо?

— Кон-фе-ту  хо-чу! Кон-фе-ту! – закричал попугай. – Дай Вовке конфетку! Шо-ко-лад-ную люб –лю! – вновь  он произнёс.

— До чего умная птица! –  с изумлением сказал дядя Вова.

         С тех пор, когда  в гости приходит сосед, он всегда приносит Вовке младшенькому сладкое угощение.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

           Прозвенел звонок.  В  просторном светлом  классе одни  играли в «крестики – нолики», другие – перешептывались, третьи – читали  учебник  литературы. Неторопливо  в кабинет с доброй улыбкой на лице вошла учительница, лет сорока пяти, в руках она  держала  классный  журнал.

          Шел обычный урок литературы в пятом классе. На доске висел портрет русского писателя XIX века Николая Алексеевича Некрасова, каллиграфическим почерком белым мелом аккуратно было записано «Крестьянские дети».

            В классе среди сверстников отличался один подросток. Звали его Олег, был он воспитанником детского дома. Мальчишка рос хулиганом, грубил учителям, обзывал одноклассниц, вступал в ссоры с  мальчишками, на переменах бегал покурить за угол школы,  но был любознательным, рассудительным.  Парнишка проявлял интерес к чтению,  после занятий увлекался футболом.                                              

            Вернемся в класс. Олег был не в настроении, в начале урока разлегся на парте, на замечания учителя проигнорировал. Учитель решил не обращать на подростка никакого внимания. Как обычно начал урок с проверки домашнего задания. Дети рассказали выученные наизусть  стихотворения, затем Петька Наумов приготовил сообщение и  интересно  ознакомил одноклассников с детством и творчеством Николая Некрасова. На уроке прочитали  «Крестьянские дети», Олег сидел и  внимательно слушал. Вдруг учительница задала вопрос:                                                                                                                             — Скажите, пожалуйста, ребята, а как вы думаете, счастливое ли детство было у этих детей?

— Нет! — однозначно ответила Люба.  — Трудно было детям, с раннего детства приходилось  трудиться, выполнять сложную работу.

-Верно, — сказала учительница. – А если посмотреть на нас, можно сказать, что нам повезло и почему?

— Конечно, — сказал Ваня,- я считаю, что у меня детство счастливое, так как все родные у меня живы и здоровы, мы вместе отдыхаем,  путешествуем по миру.

— Я рада,  — стала выкрикивать Полина, —  в нашей стране мирное небо, дети учатся в школах, а посмотрите, что творится в Сирии? Страшно подумать, каково людям там.

            Олег продолжал слушать, дети  рассуждали, высказывали своё мнение.

— Мы ведь не знаем разрухи, у нас нет голодных, у всех есть дом,- продолжала Таня. – Я, например, посещаю танцевальную студию, брат – секцию самбо. А ведь согласитесь со мной, что дети  в то время не имели возможности посещать никакие кружки, как мы, так как у родителей не было денег.

-Да и конфет вдоволь не видели, — закричал Игорь, — им в радость был кусочек рафинада.

                И вдруг Олег оживился и поднял руку, учитель не могла этого не заметить и сказала:

— А ты, как думаешь, Олег? Согласен ты  с ребятами?

— Да разве есть  оно,  счастливое детство? У вас может и да, — продолжал мальчик,- отец у меня умер, мать лишили родительских прав, меня с братьями отправили в детский дом. Здесь я уже шестой год. А здесь,-  нотки  грусти и обиды слышались в его голосе,  —  обед и тихий час по расписанию,  — перевел дух Олег. – Ходим в обносках, —  продолжал мальчик. — Я вам  всем завидую, — обиженно  говорил Олег.  — У вас есть семья, родители, телефоны, планшеты, компьютеры, дорогие игрушки, велосипеды…  А что есть у меня?

— У тебя есть  мы, твои одноклассники, — сказал Коля.

 — Твое богатство –  твои братья! – добавила Оля. — Ты всегда за них горой!

— Олег, не грусти!- сказал Макс. — Не  вешай нос, друг!

Тут прозвенел звонок.

                А через два месяца мы узнали, что Олег с братьями вновь будет с мамой, но  не знаем, хорошо это для него или нет. Но будем надеяться и верить, что у Олега все будет хорошо,  и он будет счастлив.

УЮТНЫЙ УГОЛОК МОЕГО ДЕТСТВА!

Мой дворик самый лучший,   
Он дорог мне такой.                                                                                               
И честно вам признаюсь,                                                                                                                   Люблю я дворик свой!

              Я родился в Кузбассе, здесь же родились и выросли мои родители. Жизнь всей нашей семьи неразрывно связана с этим чудесным краем. Мне девять лет, и пока только отличной учебой и достижениями в спорте я могу внести совсем маленький вклад в процветание родного Кузбасса.

               Страна. Город. Улица. Двор. У каждого человека все начинается с малой родины, с родного города, с родного двора, и поэтому ни детям, ни взрослым не стоит быть равнодушным к судьбе того места, где ты живешь, где проходит твое детство.

               Каждую весну взрослые организуют субботники, чистят двор после зимнего сна. Мужчины подрезают деревья, женщины красят качели, скамейки, белят бордюры, рисуют на дверях подъездов фигурки зверей, дети подметают дорожки. В нашем дворе никто никогда не сорит, мусор выбрасывается в урны. Ведь народная мудрость гласит: «Чистый двор – залог здоровья».

              Мой дворик, уголок моего детства, небольшой, но очень уютный. Особенно красив он летом! Главные во дворе – «зелёные жители», и их   разнообразие поражает: здесь и деревья, и пышные кусты сирени, и множество цветов. Первыми начинают цвести тюльпаны.  Как они  прекрасны в своей шапке-чалме! После них зацветают статные желтые махровые нарциссы и благородные фиолетовые  ирисы. Все лето  в подвесных кашпо цветут петуньи, они красуются до самых морозов. Под окнами балконов расселились высокие пышные кусты пионов. Над ними летают, кружатся мохнатые шмели.

             Бабушки и мамы ухаживают за палисадником, рвут сорняки, поливают цветы. Интересно наблюдать и узнавать про  цветы. Вдоль большого забора у нас растет чистотел. «Его жгучий, оранжевого цвета ядовитый сок, — рассказала нам  баба Валя, —  помогает ей сводить бородавки».

             Поднимаясь над крышей дома, солнышко каждое утро заливает яркими лучами наш дворик. Просыпаются и приветствуют день молодые рябинки и зеленые  пышные ёлочки, посаженные дядей Сережей в честь рождения его младшей дочери Аленки. Неподалеку стайка сереньких воробьев греется на солнышке, по утрам воробушки приводят себя в порядок. Одни чистят перышки клювом, другие весело чирикают. А голуби важно расселись на подоконниках и стучат в окошки, выпрашивают угощение.

Я всегда открываю им окно, насыпаю им семечек, а они с аппетитом уплетают все зернышки.

             В изумрудной траве в теплые летние вечера можно услышать, как стрекочут кузнечики. Они могут выпрыгивать из травы под ногами идущего человека. Назойливые комары-пискуны издают над ухом мелодичный звук. И всем жителям, сидящим на скамейке, как бы сообщают, что пора по домам. Однажды мы с ребятами увидели в траве маленькие светло-зеленые огоньки, они горели, как крошечные звездочки. Мы поймали их, поместили в стеклянную банку, это были живые светлячки, они ярко светились. Внимательно рассмотрев их, мы выпустили маленьких существ на волю.

             Любимцы двора – два шустрых  пушистых кота. Совсем маленькими мы с друзьями их нашли в кустах, когда играли в прятки.  Одного  серого мы назвали Туман, а рыжего с черными полосками на теле – Амур. Прелестную живую находку мы очень полюбили, угощали их рыбными консервами, но больше всего любили они молоко и кефир. Жили они во втором подъезде, под лестничной клеткой. И конечно, мы стали искать им хозяев. Варя предложила сфотографировать их и дать объявление на дверях подъездов. Вскоре им нашлись хозяева. Серого котенка уговорила маму взять Полина, они дали ему другую кличку – Барс. И наш маленький  Амур нашел свою хозяйку, одинокую старушку из сорок пятой квартиры. Мы рады, что помогли котятам найти дом и любящих хозяев. Они уже подросли и стали взрослыми и красивыми, им  третий год.

              Во дворе есть и качели, и турники, и скамейки, и столик с беседкой. Малыши строят замки из песка, лепят различные крендельки и калачики. У девчонок много интересных развлечений. Одни плетут браслеты из цветных резинок, другие катаются на роликовых коньках, третьи играют в прятки. Взрослые любят играть в беседке в лото.  Когда летом работает дворовая площадка, дети занимаются творчеством. Мастерят ребята поделки из цветной бумаги, рисуют мелками на асфальте, играют в настольные игры.

            Лишь ночью детская площадка отдыхает от детей-проказников, она спит. Дворик погружается в тишину. Сквозь стёкла окон первых этажей видна жизнь нашего двора: кто-то занят домашними делами, кто-то смотрит телевизор, кто-то читает, кто-то вяжет…

             Но вот, что настораживает всех  жителей, – это три мусорных  контейнера, которые стоят  во дворе около трансформаторной будки. Вот бы работники ЖЭКа№3 регулярно вывозили мусор и установили бы на игровой площадке больше качелей, теннисный стол, тренажеры. Но это только мечта!

             Я хочу, чтобы мой двор и все его обитатели: и цветы, и зеленые елочки, и воробьи,  — всегда были со мной и во взрослой жизни.

Опубликовано ранее