Дарья ПОНОМАРЁВА. Выпускники 2020 – уехать или остаться?

«Где родился там и пригодился», — старая пословица перестает казаться банальной, когда мы понимаем, что речь идёт о нашем собственном будущем, ведь только нам решать, где мы будем учиться, работать, жить. Мы, будущие выпускники две тысячи двадцатого года, хотим понять, можно ли бороться с проблемой моногородов сегодня, ведь она возникла и стала архи-актуальной задолго до того, как мы пошли в первый класс.

Более трёхсот городов России подпадают под понятие «моноструктура». Все города Кузбасса, кроме Кемерово, являются монопрофильными, их экономика тесно связана с развитием одной главной отрасли: угольной, железнодорожной, химической, сельскохозяйственной, машиностроительной, металлургической и т.д. Вследствие этого, повышена востребованность людей с техническими специальностями. А вот молодым специалистам других направленностей неизбежно приходится оставлять семьи, переезжать в более крупные города в поисках стабильной работы и заработка. Однако и в столице Кузбасса найти работу молодым специалистам в последние годы становится всё труднее.

Проведя опрос одноклассников и учителей-предметников, я выяснила, почему происходит отток молодых специалистов из Кузбасса.

Более 80% учеников относят себя к гуманитариям, 40% из них уже выбрали будущую профессию, и уверены, что родной город не обладает нужным потенциалом (возможностями) для их профессионального роста.

Учитель немецкого языка и бывший преподаватель КемГУ поясняет: «Бюджетные места в ВУЗах по гуманитарным предметам постепенно вытесняют, оставляя больше мест техническим направленностям».

Педагог-историк считает, что: «Стране больше нужны специалисты технической направленности, а раньше всё-таки значительно больше была востребованность в специалистах с гуманитарным складом ума, — и добавляет, — в стране, в обществе понимают, что развитие государства идёт вперед, и оно связано именно с техническими специальностями, и в первую очередь нужно развивать именно их».   

Преподаватель обществознания и МХК (мировой художественной культуры) высказывает мысль о том, что: «Последние инициативы министерства образования, президента говорят нам о том, что в приоритете сейчас специалисты с техническим образованием. Увеличивается количество бюджетных мест в технические ВУЗы, вводятся курсы робототехники в школах, открывается очень много центров, которые направлены именно на развитие инженерного дела». При этом добавляет: «Пока массового оттока из лирики в физику не наблюдается, эта тенденция только начинает развиваться».  

Ситуацию на школьном уровне показывает выбор учениками тех или иных предметов для сдачи экзаменов. Проведя анкетирование и опрос в своей гимназии, я выяснила, что в этом году историю и обществознание сдавали около 60% учеников, литературу и физику около 20%, химию, биологию и информатику 15% учеников, а иностранный язык 4-5%.

По истории и обществознанию порог проходят все, 60% получают 70-80 баллов, 3-5% учеников набирают от 90 и выше. По литературе средний балл 60-70, русский сдают на 70-80 баллов. «Просто потому, что это наш родной язык, мы его чувствуем и многие дети делают что-то интуитивно», — поясняет учитель по русскому и литературе. Средний результат по физике, биологии и химии – 60 баллов. На немецком ученики набирают от 75 до 80 баллов, при этом педагог добавляет, что «порог проходят все однозначно, но стобалльников у нас еще не было».

Большинство выпускников ВУЗов и СУЗов, как отмечают учителя обществознания и физики, довольны своей профессией, но многие, по словам учителей истории и немецкого, литературы и биологии, уходят в смежные профессиональные сферы. Все педагоги единодушно добавляют: «Раньше с трудоустройством проблем никаких не было. Во всяком случае, учителем или врачом всегда можно было устроиться. Благодаря распределению все знали, кто куда пойдет после окончания ВУЗа, другое дело, какие это были вакансии, но они всё же были. Сейчас с этим намного сложнее».

Получается, специалисты гуманитарного, культурно-массового, медицинского профиля не востребованы там, где родились, как и прирождённые лётчики, балерины, ихтиологи, дизайнеры и многие другие. И получается замкнутый круг. Молодые специалисты уезжают из родных моногородов, потому что не могут найти работу по специальности, из-за этого моногорода всё больше закрепощаются, что ведёт к оттоку молодёжи.

Дилемма, перед которой стоит каждый выпускник две тысячи двадцатого: «уехать или остаться?» Только мы решаем, задержаться ли в моногороде, где возможности для карьерного и духовного роста крайне малы, а культурные мероприятия не имеют размаха. Но как же семейные корни и традиции? Могилы предков? Любовь к малой Родине и служение родному краю, которые нам прививают с первого класса? Как оставить семью и Родину ради профессии и карьерного роста?

При этом сегодня сложилась неоднозначная сложная ситуация с профессиональной ориентацией школьников.

Многие учащиеся старших классов просто не представляют, какое многообразие профессий, в том числе химических, технических и естественно-научных, существует в мире, не знают, кто и в каких отраслях будет востребован в будущем. По устаревшим тестам, где надо выбрать: «смазывать мотор машины маслом или общаться с животными; обнять соседа или ударить кулаком по столу» нас по старинке относят к категориям: «человек-техника», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система», «человек-человек», тогда как сегодня человек должен выбирать будущее из Атласа профессий Сколково, сам проектировать свою судьбу, что в моногородах – чистая фантастика.

Добиться возрождения моногородов можно не только благодаря восстановлению старых фабрик и строительству новых заводов с более широким кругом специальностей, благодаря поддержке малого бизнеса и развитию инфраструктуры, но и развитию культурного потенциала города.

Модернизация театров, музеев, открытие новых выставочных павильонов и кинотеатров, больниц, школ, кафе, центров дополнительного образования и социальных служб позволит повысить уровень культуры жителей моногородов, расширить их жизненные горизонты. Когда они будут видеть что-то кроме заводов и фабрик, когда они научатся поднимать глаза вверх, стремиться к достижению новых целей и научатся мечтать, то не станут губить свои жизни алкоголем и наркотиками, что повысит и жизнестойкость генофонда, и безопасность нации. Видя процветание родного края, люди будут связывать семью и работу с понятием «Родина» и будут по-настоящему её любить и защищать. Немаловажную роль в решении проблемы будет иметь и «квартирный вопрос», и вопрос «яслей и школ».

Если всего этого удастся добиться хотя бы частично, то молодые специалисты: учителя, врачи, актёры, певцы, хореографы, библиотекари, кондитеры, фотографы, портные, стилисты-парикмахеры будут оставаться в родном городе. Видя процветание моногорода, возможности для карьерного роста и создания крепкой семьи, мы будем уверены в своем положении, возникнет образ стабильности, привлекательный для любого поколения.

Мы хотим быть полезными там, где родились, хотим быть уверенными в своем будущем и возможностях профессионального и духовного роста. Возрождение моногородов – это то, к чему мы стремимся!